Шейх Кунта-Хаджи Кишиев

(1800 – 19.05.1867)

Биография

Изучению жизненного пути и учения великого гуманиста шейха Кунта-Хаджи Кишиева посвящено множество трудов различных ученых. Приводим выдержку из статьи В.Х. Акаева: «В народной памяти Кунта-Хаджи Кишиев оставался как великий шейх, авлийа, заступник бедных, несчастных душ перед Всевышним. Более того, его речи, высказывания передавались от одного поколения к другому, число его сторонников (мюридов) неуклонно возрастало.

Суфийское учение Кунта-Хаджи основано на трех арабо-графических текстах, в которых изложены его речи и высказывания, заданные ему вопросы и полученные на них ответы, описание его жизни и религиозной деятельности. Первый текст опубликован в 1910 г. в Петровске в типографии

Шейх Кунта-Хаджи утверждает, что если мюрид хочет знать, связан ли он с Богом (Аллахом – Ш. П.), пророком и устазом, то пусть он прислушается к своему сердцу. «И если он обнаружит в нем высокомерие, чувство превосходства над людьми, желание главенствовать над ними, то пусть он знает, что у него нет связи с Богом, пророком и устазом». Если же сердце ученика находится в состоянии тоски и сострадания к людям, лишено зависти, то, по Кунта- Хаджи, его ученик находится в тесной связи с Богом, пророком и устазом.

Однажды мюрид Кунта-Хаджи, поверхностно воспринявший учение своего учителя, обратился к нему с вопросом: «Я хочу надеть на голову чалму, усилит ли это мою веру в Бога?». Тщеславный мюрид, ожидавший от учителя похвалу, получил ответ: «Сначала обвяжи свое сердце чалмой (т. е. очисти сердце от тщеславия и других пороков – Ш. П.), только потом надень чалму. Если ты хочешь носить чалму не ради Бога (Аллаха – Ш. П.), а ради славы, оставляя свое сердце грязным, то ты приумножишь свои грехи». Известно, что практика и теория суфизма большое внимание уделяет состоянию человеческого сердца, которое должно быть очищено от греха и подготовлено для пламенной любви к Богу. В учении Кунта-Хаджи центральное место отводится душевному состоянию, преодолению нафса (страстей), достижению чистоты сердца. В суфийской культуре человеческое сердце – это вместилище множественного и единого, зеркало, отражающее Бога.